Новые подходы к пространственному планированию обсудили на экспертной дискуссии «Городская мобильность. Будущее пассажирского транспорта», которая состоялась в пятницу, 4 марта, в рамках Красноярского экономического форума. От Градплана Москвы в дискуссии приняли участие заместитель директора по научной работе, к.э.н. Николай Кикава и начальник транспортной мастерской Михаил Синкович.
Николай Кикава рассказал, что влияет на уровень заполняемости парковочного пространства в жилых микрорайонах и как меняется уровень автомобилепользования в зависимости от обеспеченности территорий общественным транспортом. Чтобы ответить на этот вопрос, специалисты выполнили научное исследование методов определения потребности в местах для хранения легковых автомобилей.
«В рамках исследования был проанализирован опыт в сфере нормирования парковочных мест для легковых автомобилей Лондона, Берлина и Нью-Йорка. Эти города больше других похожи на Москву. Выбранные для анализа города сопоставимы с российской столицей по масштабам агломерации, развитости городского внеуличного транспорта, плотности населения и застройки. Но главный критерий — все они имеют утвержденные нормативы по расчету количества парковочных мест и успешную практику управления уровнем автомобилепользования», — сказал Николай Кикава.
Помимо изучения мирового опыта, специалисты Градплана Москвы провели масштабные натурные исследования в Москве — было проведено обследование 20 жилых микрорайонов общей площадью 1094 га. Основная цель — выявить реальный уровень автомобилепользования и заполняемость парковочного пространства в различное время суток в зависимости от удаленности территории от станций скоростного внеуличного транспорта, а потому были выбраны жилые микрорайоны, имеющие различный уровень развития транспортного обслуживания, а также плотность и тип застройки. Важный фактор: часть территорий попадает в зону пешей доступности скоростного внеуличного транспорта, а часть — нет. Наблюдения проводились в разное время суток как по будням, так и по выходным дням.
Кроме натурных обследований, эксперты провели социологический опрос с участием 8,5 тысячи респондентов. Он позволил выявить долю населения, использующего личный автомобиль и парковочное пространство квартала в жилой застройке в зависимости от уровня развития городского пассажирского транспорта обследуемой территории.
В итоге, благодаря проведенному исследованию удалось создать систему определения уровня востребованности мест хранения легкового транспорта в жилых кварталах.
Михаил Синкович выступил с докладом об особенностях работы с прибрежными территориями на примере создания нового линейного центра города вдоль Москвы-реки. В своем выступлении он отметил, что один из главных приоритетов развития столицы — повышение комфорта городской среды и удобства проживания. Для реализации этой задачи применяется программный подход, создаются комплексные проекты по развитию территории, улучшению экологии и транспортной доступности. Глобальная тенденция — качественное преобразование береговой линии, формирование нового пространства с учетом потребностей жителей.
Актуальным запросом москвичей и гостей города сегодня является возрождение регулярных пассажирских речных перевозок. В ближайшие годы планируется поэтапно запустить два маршрута: Фили — Киевский вокзал и Автозаводский мост — Печатники. Новый водный транспорт позволит соединить 18 районов столицы, повысить их транспортную доступность за счет экономии времени в пути до 45 минут. Провозная способность каждого маршрута составит 15–16 тысяч пассажиров в день.
Реализация этого масштабного транспортного проекта предполагает формирование качественной городской среды, максимально приспособленной для здорового досуга горожан, и призвана устранить различия в благоустройстве центральных и периферийных районов города.
С 2017 года Градплан выступает единым оператором развития прибрежных территорий Москвы-реки и Химкинского водохранилища. В этой роли институт провел глубокий анализ существующего положения, определив параметры градостроительного развития территорий, осуществил стратегическое планирование и разработал проектные решения отдельных участков набережных.
«Главная цель развития территорий, прилегающих к Москве-реке, — создание единого, связанного городского пространства, обеспечивающего опережающее социально-экономическое, транспортное и пространственное развитие, интенсификацию сценария городской жизни, рост деловой активности и инвестиционной привлекательности», — подчеркнул Михаил Синкович.
Отметим, что 18-й Красноярский экономический форум проходит со 2 по 4 марта 2022 года. Ключевая тема форума — «Сибирь: экономика будущего». Работа форума ориентирована на обсуждение приоритетных вопросов экологии, «зеленой» экономики, а также развития ресурсного потенциала Сибири в целом и Ангаро-Енисейского макрорегиона в частности.
Программа форума представлена деловой и молодежной программами, а также новым форматом — КЭФ-ФЕСТ, объединяющим образовательную, спортивную, культурно-развлекательную и гастрономическую программы. Впервые в рамках КЭФ учреждена премия для ученых, внесших существенный вклад в экономическую науку.